Человеческий голос — это замечательный дар, которым природа щедро одарила человека. Начиная с раннего возраста, голос нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Постановка голоса подразумевает процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, а также для ораторской речи. Поставленный голос просто необходим для вокалиста, который будет работать в разных жанрах вокального искусства.
Вокальное искусство, пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами человеческого голоса. «А. С. Яковлева. Вокальный словарь, М. 1986» Красивое, эмоциональное, технически правильное пение доставляет удовольствие и исполнителю и слушателю.

Голос и его особенности

В процессе работы над постановкой голоса у вокалиста упражняется и развивается слух, дыхательная система, которая тесно связана с сердечно — сосудистой системой. Следовательно, занимаясь пением профессионально, а также ежедневно занимаясь дыхательной гимнастикой, вокалисты укрепляют своё здоровье.
Одним из важных вопросов в процессе работы над постановкой голоса является вопрос о развитии диапазона голоса вокалиста. Развитием диапазона голоса ученика нужно заниматься систематически, осторожно и, самое важное, настойчиво работать над формированием качественного звучания середины диапазона. На уроках постановки голоса в постоянных упражнениях индивидуального характера необходимо соблюдать режим свободной, не утомляющей голоса тесситуры. Понятие «режим» должно охватывать месяцы, полугодия, пока ученик не закрепит своих достижений на данных упражнениях. Под тесситурой подразумевается звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса. Различают тесситуру высокую, среднюю и низкую. На уроках постановки голоса ученику удобнее будет петь произведения со средней тесситурой. Опытный педагог всегда подбирает репертуар для вокалиста в соответствии с его возможностями, потому что пение высокотесситурных произведений для начинающего вокалиста нежелательно. Но осторожность в системе развития диапазона вокалиста ни в какой мере не должна излишне ограничивать педагога, в особенности в работе с женскими голосами. На уроках постановки голоса, наблюдая работу вокалиста, можно заметить, что его голос по своим природным данным как будто сам тянется к упражнениям, которые легко охватывают более широкие участки диапазона, чем те, которые даны в упражнениях. Профессор Московской консерватории Д.Л.Аспелунд в своём труде «Развитие певца и его голоса» пишет: «…Для второй половины 19 века и для нашего времени характерна нарастающая тенденция однородного построения всего певческого диапазона. Вокальная педагогика разрешает этот вопрос при помощи использования смешанного регистра, округления звука, прикрытия».