Профессиональная постановка голоса вокалиста – это совместная профессиональная, методическая, систематическая, творческая, индивидуально – ориентированная работа педагога по специальности и концертмейстера с учеником.
Во все времена, на всех занятиях постановки голоса, ближайшим помощником педагога по вокалу является концертмейстер. Поэтому, наверное, именно от слаженной, совместной работы двух педагогов во многом зависит процесс занятия с учеником в классе. Знания и работа грамотного концертмейстера в процессе черновой работы над вокальным произведением важны для ученика, решившего профессионально заниматься вокалом. С помощью концертмейстера можно полностью прослушать произведение и разобраться в вокальном и литературном текстах.

Помощники вокалиста

Педагог по специальности поможет определить кульминации и спады отдельных частей вокального произведения и, конечно же, всего произведения в целом. Подбирая произведение, нужно учитывать возможности ученика в данный момент работы над голосом, и соответствие этого произведения вокальной линии голоса ученика. Очень важной является работа концертмейстера в изучении ритмических особенностей изучаемого произведения. Нужно внимательно проработать сложные места произведения, сложные технически и вокально. На занятии проработать произведение по частям, прослушать произведение полностью. Нужно определить темп и характер динамических оттенков. Немаловажной является помощь ученику в анализе произведения в целом, в составляющих его мелодических фразах, предложениях, периодах, кульминациях.
Постановка голоса – это долгий процесс, и, естественно, за один или несколько уроков всё охватить просто невозможно. Трудно сразу воспринять и проработать большое количество указаний педагога по вокалу и применить их к данному произведению. На начальном этапе работы с вокалистом добиться сразу заметных результатов практически невозможно. Очень важна самостоятельная работа над произведением самого ученика. Получая указания педагога на уроках вокала и работая самостоятельно, ученик доводит произведение до той степени завершённости, на которую он сейчас способен. Конечно, очень важно исполнять любое вокальное произведение голосом, приятным для слуха. Немаловажным при исполнении является то, что нужно привыкать «пользоваться» оправданной замыслом композитора мимикой.
На уроке постановки голоса педагог может разучить вокальное произведение с учеником эскизно. Такое разучивание применимо для усвоения определённых приёмов вокального или исполнительского мастерства, а так же для знакомства ученика с разными стилями вокальной литературы.